Особенности составления экологических карт

картографирование экологический карта атмосфера

Наиболее специфичен для экологии картографический метод. Он незаменим при изучении пространственных различий и взаимосвязей, а также при необходимости выразить итоги исследований с точной территориальной привязкой. Карта сопровождает весь процесс исследования и является его итоговым документом. В последние годы, как специалисты, так и широкая общественность проявляют большой интерес к экологическим картам. Первые образцы карт под таким названием свидетельствуют о большом разнобое в их содержании и подходе к разработке. Как правило, составители этих карт видят свою задачу в том, чтобы показать на них негативные последствия хозяйственной деятельности, в особенности разного рода загрязнения; иногда предпринимаются попытки выделить ареалы с различной степенью остроты экологических проблем, связываемых также исключительно с техногенными нарушениями. В связи с чем, при создании экологических карт используют комплексный подход /3, 4/.

Поскольку качество среды обитания определяется двумя категориями фактов – природными и техногенными, содержание карты имеет двуплановый характер. Первый план – в виде красочного качественного фона – составляет характеристика природных экологических условий или экологического потенциала ландшафтов. Второй план карты – техногенная составляющая экологической среды. Тематика здесь необъятна, и перед составлением карты возникают сложные проблемы выбора главного. Особенно трудно сочетать на одной карте показ факторов (источников) техногенных воздействий и их многообразного экологического эффекта. Предпочтение отдают первому кругу вопросов.

Работу над экологической картой следует начинать с анализ экологической обстановки и ее динамики, то есть выявление пространственной и временной изменчивости факторов природной среды, воздействующих на здоровье человека и состояние экосистем. Для достижения этой цели требуется выполнить сбор, анализ, оценку, интеграцию, территориальную интерпретацию и создать географически корректное картографическое представление экологической информации.

Общее количество явлений, показываемых на экологических картах, велико и продолжает увеличиваться. Основные классы явлений на экологических картах подразделяются на атмосферные, водные, земельные, биологические, геолого-геоморфологические и комплексные (ландшафтные).

Графические средства на экологических картах применяются те же, что и на любых других картах, - внемасштабные (значковые, буквенные и цифровые), линейные, площадные.

В экологическом картографировании употребляют те же способы картографических изображений, что и в других тематических областях, специфика заключается лишь в содержательных особенностях картографируемых явлений.

Для показа размещения, качественных и количественных характеристик экологических сюжетов, их взаимосвязей и динамики используются традиционно наиболее употребительные способы картографического изображения: значки (внемасштабные знаки), линейные знаки, изолинии, качественный фон, ареалы, картограммы и картодиаграммы; реже употребляются точечный способ, линии движения, локализованные диаграммы.

Чтобы уметь правильно выбирать способы изображения для того или иного экологического сюжета, необходимо хорошо представлять возможности и пределы применения каждого способа.


Материалы по географии:

Социально-экономическое развитие Туркменистана
Туркменистан является многонациональным государством, хотя и со значительным преобладанием коренной национальности (74 % общей численности населения в 1992 году). В то же время более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в ...

Миграционная политика в Германии
Одним из важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времени является миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000) и закона о миграции (2005) миграционная политика Германии предоп ...

Транспорт
Развитие транспортной сети не удовлетворяет потребностей района. Основную долю перевозок берут на себя железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Крупными железнодорожными узлами являются Ковель, Здолбунов, Сарны, Ривне. Речное судоходство развивается по рекам Припять, Стырь, Горынь. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru