Приволжский федеральный округ |
Уральский федеральный округ |
Слаборазвитые и отстающие территории не находят эффективных рычагов подъема своей экономики и социальной сферы. Им явно необходима помощь со стороны федерального округа, организация под его руководством системы социально-экономического взаимодействия с развитыми регионами (производственная кооперация, товарообмен, заимствование передового технико-организациионого опыта и т.д.). Территория Приволжского ФО, особенно побережье Волги и ее притоков, перенасыщена предприятиями нефтегазохимического комплекса. Дальнейшая концентрация этих отраслей в регионе может привести к необратимой деградации экологической системы Волги. Стратегия дальнейшего развития макрорегиона определяется прежде всего Федеральной целевой программой «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г.», утвержденной Правительством 24 апреля 1998 г. Эта национальная программа возрождения волги ставит целью обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения на базе поэтапного перехода к энерго- и ресурсосберегающим технологиям, восстановление на этой основе природного потенциала столь обширного региона России. Приволжский ФО составляет основную часть макрорегиона «Большой Волги». Необходим комплекс системных мероприятий на всех уровнях властной вертикали, направленных на оздоровление экономики и экологии макрорегиона. Так, направления реализации одной из важнейших целей программы в области промышленного производства – экономия энергетических ресурсов, широкое внедрение малоотходных и безотходных технологий, перевооружение и реконструкция экологически опасных производств, глубокая переработка и утилизация промышленных отходов. Сокращение ресурсоемкости продукции. При этом необходимы разработка и внедрение экономического механизма охраны окружающей среды, рационализация водоохраной политики, изменение законодательно-правовой основы. Экологическое оздоровление – часть общей концепции устойчивого социально-экономического развития макрорегиона. Стимулирование природоохранных мер предполагает коренное улучшение всей социально-экономической ситуации, и прежде всего выравнивание уровней и ликвидацию полярности развития различных территорий Приволжья. |
Одна из важнейших задач развития УФО – преодоление сырьевой направленности развития нефтегазового комплекса. Вывоз сырой нефти и газа наносит колоссальный ущерб экономике округа. Регион теряет, во-первых, прибыли, которые он мог бы получить в случае реализации продуктов переработки нефти и газа, а во-вторых, невозобновимые природные ресурсы, при разработке которых наносится огромный урон природе. Особое значение имеет создание нефтегазохимических производств, что позволит рационально использовать ресурсы углеводородного сырья и оздоровить экологическую обстановку. Стоит задача ускоренного ввода в разработку нефтяных месторождений на юге Тюменской области и формирования в этой зоне нового нефтедобывающего района. Многие проблемы комплекса можно было бы решить на основе привлечения иностранных инвестиций. Проблемы имеются в лесном комплексе региона, так как переработка древесины ведется недостаточно эффективно, значительная ее часть вывозится в другие районы страны и за рубеж в необработанном виде. В западной части округа приоритетными задачами являются модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий, особенно металлургических и машиностроительных; развитие наукоемких производств, сферы образования, НИОКР, конверсия оборонной промышленности. Свердловская и Челябинская области должны стать базовым регионом для развития нефтегазохимического и лесного комплекса, а также электроэнергетике Тюменской области. |
Машиностроение Приволжского федерального округа |
Металлургия Уральского федерального округа |
Машиностроительный комплекс – одна из самых крупных и сложных по структуре отраслей промышленности Приволжского федерального округа. На его долю приходится не менее 1/3 всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется малой металлоемкостью. Машиностроение работает в основном на металлопрокате соседнего Урала; очень малая часть потребности покрывается собственной металлургией. Машиностроительный комплекс объединяет разнообразные машиностроительные производства. Приволжское машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования: автомобили, станки, тракторы, оборудование для различных отраслей промышленности и сельскохозяйственных предприятий. Особое место в комплексе занимает транспортное машиностроение, представленное производством самолетов и вертолетов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов и др. Авиастроение представлено в Самаре (производство турбореактивных самолетов) и Саратове (самолеты ЯК-40). Особенно выделяется в Поволжье автомобилестроение. Для развития этой отрасли имеются все необходимые предпосылки: район находится в зоне концентрации основных потребителей продукции, хорошо обеспечен транспортной сетью, уровень развития промышленного комплекса позволяет организовать широкие связи по кооперированию. В Приволжском федеральном округе изготавливается 71% легковых и 17% грузовых автомобилей России. Среди машиностроительных центров наиболее крупными являются: Самарский (станкостроение, производство подшипников, самолетостроение, производство автотракторного оборудования, мельнично-элеваторного оборудования и др.); Саратовский (станкостроение, производство нефте - и газохимической аппаратуры, дизелей, подшипников и др.); Волгоградский (тракторостроение, судостроение, производство оборудования для нефтехимической промышленности и др.); Тольяттинский (комплекс предприятий ВАЗа – ведущий в автомобильной промышленности страны). Важными центрами машиностроения являются Казань и Пенза (точное машиностроение), Сызрань (оборудование для энергетической и нефтехимической промышленности), Энгельс (90% выпуска троллейбусов в РФ). Проблемами машиностроительного комплекса являются истощение сырьевой базы, износ основных фондов производства, устаревшие технологии производства, разорванные экономические связи, и как следствие – отсутствие комплектующих, недостаток высококвалифицированных кадров, недостаток базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентноспосбной продукции, недостаток инвестиций. Основным направлением развития в машиностроительном комплексе является проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации. |
Основа промышленности Урала – металлургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия. Черная металлургия Урала представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля металлоизделий. Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, прокат. Значительно развита передельная металлургия. Производятся также ферросплавы. Только на Урале имеется выплавка природнолегированных металлов. Производимый металл отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью. Цветная металлургия отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля. Ведущее место занимает медная промышленность. Руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова, а также из Казахстана, что значительно ближе. Наиболее крупные предприятия – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты и Челябинский металлургический завод. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевсвке, Белорецке. Предприятия по выплавке черной меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировограде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. Производство никеля сосредоточено в районах добычи руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и другие. Для производства цинка в Уральском федеральном округе используется как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск. Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей. Марганцевые руды на Урале не добываются. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Свыше 1/3 проката ввозится из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др. Высокая концентрация металлургического производства имеет, кроме положительных сторон, крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселение населения. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей производства нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточено основное производство. Важное направление развития черной металлургии – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. |
Материалы по географии:
“Внеледниковая” Гренландия
Что касается не покрытой оледенением поверхности острова, то она представляет собой узкую, не превышающую 150-200 км прибрежную полосу, которая состоит из чередующихся горных цепей и плато; на ней, собственно, и обитает в Гренландии все живое[4]. Географически “внеледниковая” Гренландия разделяется ...
Общие сведения
Центр федерального округа – г. Новосибирск. По своему географическому положению округ занимает центральное положение в Азиатской части России и принадлежит к числу наиболее крупных территориальных образований. Площадь Сибирского федерального округа составляет 5114800 км2. или 30,0% от территории Ро ...
Модель центральных мест В. Кристаллера
Докторская диссертация немецкого ученого Вальтера Кристаллера "Центральные места Южной Германии" была опубликована в 1933 г. В ней была изложена теория оптимального размещения городов, призванная улучшить территориальную организацию общества и усовершенствовать административно-территориал ...