Не просто было наладить быт эвакуированных заводчан и членов их семей, прибывших из других городов. В течение 1942 года удалось построить для нужд завода три деревянных дома и четыре барака.
В единственной в то время городской столовой было организовано одноразовое питание. Обед состоял из тарелки жидкого супа и нескольких ложек овсяной каши, стоил он 40 копеек.
Почти одновременно с автозаводом из столицы на Урал эвакуировали цехи московского завода «Динамо» имени С.М. Кирова. В начале декабря 1941 года на станцию Миасс прибыло 80 вагонов с оборудованием, 115 работников. Разместили их на бывшей Поликарповской мельнице в здании мельзавода №11.
Одним из ярких проявлений патриотизма миассцев является их самоотверженное участие в создании трудящимися области за счет своих средств танковых колонн, эскадрилий самолетов, подводных лодок, в формировании добровольческих воинских соединений. Цифры этих взносов впечатляющи.
Работали в основном женщины и подростки, эвакуированные с Украины, Белоруссии, Кольского полуострова, и здешние – из Тургояка, Сыростана, Коробковки, Мелентьевки и других деревень. Голодные, холодные, в ботинках на деревянной подошве – но брака в работе они не допускали.
Осенью 1941 года в Миасс также был эвакуирован оборонный завод №144 из г. Сталино, ныне г. Донецка, который выпускал заряды и авиабомбы. За четыре года войны их было сделано семь миллионов штук.
В суровые военные годы школа №22 ЮУЖД продолжала выполнять свою основную функцию: учить детей. Возглавлял школу тогда директор И.Н. Кубасов.
В первый военный год увеличилось общее число учащихся, поскольку в город все прибывали и прибывали семьи эвакуированных из Москвы.
С осени 1941 года школа из семилетней стала средней десятилетней. 18 переполненных классов должны были умещаться в двух деревянных одноэтажных зданиях. Занятия шли в три смены. Кроме того, при школе работал интернат для детей железнодорожников.
Во время занятий в школе часто отключалась электроэнергия, дети учились при керосиновых лампах. Обед – приготовленный в квартире сторожа суп – разносился каждый день по всем классам. Тарелки, ложки дети приносили из дома. Хлебный паек составлял 200-300 граммов хлеба на ребенка.
Тетрадей не хватало. Писали на грифельных досках, оберточной бумаге, старых книгах между строк, мешках из-под талька.
Большая работа была проведена в школе по сбору средств на бронепоезд. Школа взяла обязательство собрать 25 000 рублей. Для сбора денег ставились платные спектакли и концерты, но самую большую сумму дала беспроигрышная вещевая лотерея. Вещи для лотереи собирались в виде пожертвований сотрудниками школы, учащимися и родителями.
Школа собрала 30 000 рублей, о чем был послан рапорт в ГК обороны. В ответ в школу пришла благодарственная телеграмма от председателя ГК обороны И.В. Сталина.
Каждое лето ученики 3-6-х классов школы работали на заготовке торфа на Североильменском торфянике для силовой станции напилочного завода. Все топливо уходило на промышленные нужды и фронт, а для школы дети осенью 1942 года запасали сухостой и валежник, который собирали на территории Ильменского заповедника. Заготавливались и дрова. Их ученики вывозили из леса в первый военный год на саночках или волокли по укатанному снежному желобу, в последующие годы – на лошади.
Учащиеся 4-10 классов школы работали в каникулы на снегоочистке железной дороги в районе станции Миасс.
Летом в помощь медикам фронта на территории Ильменского заповедника дети собирали лекарственные травы, работали в колхозах и на сеноуборке, а также принимали участие в строительстве насыпи железнодорожной ветки от станции Миасс к городу.
Женщины на общественных началах вручную стирали обмундирование фронтовиков. Ежемесячно в город прибывало три-четыре вагона грязной одежды. За годы войны было выстирано более 35 тысяч телогреек и другого обмундирования. Часто в карманы выстиранных и зашитых телогреек прачки вкладывали короткое письмо: «Для вас, дорогие защитники. Бейте врагов и возвращайтесь домой». Немало было собрано и отправлено теплых вещей на фронт: носков, варежек, шарфов… в городе развернулось движение женщин за переход на мужские профессии.
С началом крупных наступлений Советской Армии в школе проводились сборы одежды, обуви, книг, продуктов питания для школ и населения.
За четыре года войны было усыновлено 105 детей-сирот. Также было отмечено движение доноров.
Победа добывалась не только на полях сражения Великой Отечественной войны, но и в тылу. Спустя много лет после войны Г. К. Жуков писал: «… Народная трудовая эпопея по эвакуации и восстановлению производственных мощностей в годы войны, проведенная в связи с этим колоссальная организаторская работа партии по размаху и значению своему для судьбы нашей Родины равны величайшим битвам второй мировой войны». Весь народ страны жаждал победы, и совершал подвиги, но они совершали подвиги, не бросаясь под танк, а помогая фронту. Они жили ради фронта.
Материалы по географии:
Сотрудничество между ЕС и Россией по Калининграду
Расширение Европейского Союза на близлежащие страны знаменует собой открывающиеся для Калининграда благоприятные возможности. Признавая уникальную ситуацию Калининграда и, в особенности, возможности, открывающиеся вследствие приближающегося расширения Европейского Союза, Комиссия опубликовала в янв ...
Что позволяет ГИС
Изучение ArgGIS начинается с того, что позволяет выполнять ГИС. ГИС – это система для управления географической информацией, ее анализа и отображения. Информация представляется в виде серий наборов географических данных, которые моделируют географическую среду посредством простых обобщенных структу ...
История формирования и исследования
Индийский океан сформировался на стыке юрского и мелового периодов в результате распада Гондваны (130-150 млн. лет назад). Тогда произошло отделение Африки и Декана от Австралии с Антарктидой, а позже — Австралии от Антарктиды (в палеогене, около 50 миллионов лет назад). Индийский океан и его берег ...