Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север — Юг, Восток — Запад, с потенциально мощным нефтеком-плексом. Республика Дагестан имеет международный аэропорт, развитую сеть автомобильных дорог. Протяженность железной дороги составляет 550 км. Длина автодорог с твердым покрытием составляет порядка 8 тыс.км. Через Дагестан проходят автодорога международного значения Ростов-Баку, а также автотрасса Астрахань-Махачкала, автомагистраль «Кавказ» и другие. 2005 год стал годом динамичного развития транспортного комплекса. В Махачкалинском морском торговом порту были завершены работы по реконструкции нефтеналивной гавани, полностью завершено строительство зернового терминала, проводились работы по строительству 3-х новых причалов для генеральных грузов и реконструкции Южного мола сухогруз-ной гавани. В рамках реализации проекта строительства и эксплуатации первого российского железнодорожного паромного комплекса на Каспии в 2005 году были построены два парома «Махачкала — 1» и «Махачкала — 2». Строительство третьего и четвертого паромов завершится в текущем году. Использование паромных судов позволит существенно сократить сроки доставки грузов по транспортному коридору «Север — Юг».
Объем перевозок грузов всеми видами транспорта с учетом оценки объема перевозок нетранспортными организациями и предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками составил в 2009 году 103,3 млн. тонн, что на 3,2% меньше объема 2008 года.
Перевозки пассажиров с учетом оценки объема перевозок предпринимателями (физическими лицами), занимающимися коммерческими перевозками за 2009 год увеличились на 0,9 % и составили 76,9 млн. человек. Объемы перевозок грузов и пассажиров за 2005—2009 годы приведены в следующей диаграмме:
В транспортной системе Атырауской области наиболее распространенным является автомобильный вид транспорта, который играет не последнюю роль в расширении внутренней и внешней торговли, формировании межгосударственных связей. Это важная составная часть производственной инфраструктуры. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики.
Пассажирский автомобильный транспорт играет ключевую роль в транспортном обслуживании населения. Автобусный транспорт общего пользования с социальной точки зрения стал самым массовым и доступным видом регулярного транспорта. Автомобильным транспортом области с учетом оценки объема перевозок предпринимателями, занимающимися коммерческими перевозками, за 2009 год перевезено грузов — 45,4 млн. тонн, грузооборот составил 5314,8 млн. ткм. По сравнению с 2008 годом перевозка грузов уменьшилась на 12,6%, а грузооборот увеличился на 57,4%. Пассажиров перевезено — 76,9 млн. человек, пассажирооборот составил 595,1 млн.пкм. По сравнению с 2008 годом произошло увеличение на 1,0% и 17,4% соответственно.
Речной транспорт занимает небольшой удельный вес в общих объемах работы транспорта области. За 2009 год доходы от вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности составили 10,5 млн. тенге, от сдачи в аренду транспортных средств 65,8 млн. тенге.
За годы независимости произошли значительные изменения в работе воздушного транспорта. На сегодняшний день воздушный транспорт области представлен частными авиакомпаниями с участием государства, а также с иностранным участием. Воздушном транспортом пассажиров перевезено — 14,6 млн. человек, пассажирооборот составил 2,7 млн. пкм.
Материалы по географии:
Проблемы
и перспективы развития подрайона
Основа экономики Магаданской области - минерально-сырьевой комплекс. По оценкам специалистов, доминирующая роль в общей стоимости запасов и ресурсов всех полезных ископаемых в регионе приходится на уголь (44,4%) и углеводороды (41,3%), доля цветных и черных металлов составляет 8,4%, а благородных - ...
Прогнозирование земельно-кадастровой информации
Картографический метод прогнозирования использование карт для получения знаний о явлениях и процессах, в данное время недоступных непосредственному исследованию. Различают прогнозы пространственные, временные и пространственно-временные. Прогнозы распространения явлений на земной поверхности (или т ...
Циркуляция атмосферы
Ни разнообразие видов солнечной энергии, ни многочисленные свойства подстилающей поверхности, ни географическое положение не могут сами по себе создать климат. В его формировании всегда важную роль играет циркуляция атмосферы, или воздушные течения. Воздух, как и всякое другое вещество, имеет вес, ...