В 2000 – 2009 гг. быстрыми темпами развивалась транспортная инфраструктура нефти. За 2000 – 2006 гг. была сформирована альтернативная транзиту через Прибалтику система прямых поставок на рынки Северо–Западной Европы – Балтийская трубопроводная система; модернизированы участки нефтепроводов акционерной компании "Транснефть", реконструированы порты в Новороссийске, Находке, Туапсе и др. В апреле 2006 г. начато строительство нефтепровода "Восточная Сибирь–Тихий океан" (ВСТО), в октябре 2008 г. введён в эксплуатацию в реверсном режиме крупный участок нефтепровода ВСТО "Талахан–Тайшет", а в декабре 2009 г. намечено завершение формирования первой очереди "Тайшет–Сковородино", ведётся строительство нефтепровода – отвода на Китай, пуск которого запланирован на январь 2011 г.
При этом воспроизводство сырьевой базы нефти не соответствовало быстро растущей добыче. Неудовлетворительно производились сбор и утилизация попутного нефтяного газа, оставались низкими качество разработки нефтяных месторождений и коэффициенты извлечения нефти.
Фундаментальными причинами падения добычи нефти стали: истощение сырьевой базы на значительной части эксплуатируемых месторождений в традиционных районах нефтедобычи (Западная Сибирь, Волго–Урал); смещение сроков реализации проектов Тимано–Печоре, Восточной Сибири, Северном Каспии; сокращение в 2008 г. добычи нефти на Сахалине.
При исключительно высоких мировых ценах на нефть 2006 – 2009 гг. в стране произошло сначала снижение темпов роста добычи, а затем с 2008 г.,– её абсолютное сокращение. В 2008 г. добыча нефти и конденсата в России составила около 488,5 млн. тонн – это первое место в мире, более чем на 10% больше уровня добычи Саудовской Аравии. Но одновременно впервые за последние 10 лет в стране произошло снижение производства (падение добычи по итогам года составило около 0,51 %, в первом квартале 2009 г. – почти 1 % за период в целом). В 2009 г. добыча нефти составила 493,7 млн. тонн, что на 1,2 % больше, чем в 2008 г.
Главный центр российской нефтяной промышленности – Западная Сибирь, где добывается около 68 % всей отечественной нефти . ХМАО – основной нефтедобывающий регион (80 %), крупномасштабная добыча нефти и конденсата ведётся также в ЯНАО и Томской области. В последние годы введены в эксплуатацию месторождения Омской, Новосибирской и юга Тюменской областей, где суммарный объём добычи составил в 2008 г. около 5 млн. тонн.
Таблица 1 – Добыча нефти по регионам России в 2008 г.
Регион |
млн.тонн |
% |
Европейская часть |
141,9 |
29,0 |
Север, Северо–Запад |
29,0 |
5,9 |
Поволжье |
54,4 |
11,1 |
Урал |
53,8 |
11,0 |
Северный Кавказ |
4,7 |
1,0 |
Западная Сибирь |
332,3 |
68 |
ХМАО |
277,6 |
56,8 |
ЯНАО |
39,2 |
8 |
Томская область |
10,5 |
2,1 |
Новосибирская область |
2,1 |
0,4 |
Омская область |
1,5 |
0,3 |
Юг Тюменской области |
1,4 |
0,3 |
Восточная Сибирь (включая Республику Саха) |
1,4 |
0,3 |
Красноярский край |
0,1 |
0 |
Иркутская область |
0,5 |
0,1 |
Республика Саха (Якутия) |
0,8 |
0,2 |
Дальний Восток |
12,9 |
2,6 |
Сахалинская область |
12,9 |
2,6 |
Россия, всего |
488,5 |
100 |
Материалы по географии:
Природно-ресурсный потенциал
Дагестан - уникальный уголок России, в котором соседствуют пять климатических зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, до снежных вершин высотой более 4000 метров. Здесь есть горы и море, степи и леса, пустыни и ледники. Главные особенности Дагестана - наличие минеральных источников и лечеб ...
Транспорт
Одним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа является Махачкалинский морской торговый порт — единственный незамерзающий порт России на Каспии, находящийся в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных коридоров Север — Юг, Восток — Запад, с потенц ...
Легкая промышленность
В Северо–Западном федеральном округе легкая промышленность представлена в основном текстильной, кожевенно-обувной, фарфорово-фаянсовой отраслями. Текстильная промышленность размещается преимущественно в Санкт – Петербурге; трикотажное производство расположено в Великих луках и Боровичах (Псковская ...