Экологическое и эколого-географическое картографирование

Информация о географии » Картографические методы оценки экологического состояния территории » Экологическое и эколого-географическое картографирование

Термины «экологическое» и «геоэкологическое» в применении к картографированию практически употребляются как синонимы. Частица слова «гео» предполагает учет пространственного аспекта, что вообще-то далеко не всегда оказывается целью исследования.

Поэтому для более точного обозначения исследований, включающих анализ пространственного распределения каких-либо характеристик, предпочтителен термин «геоэкологические». Картографирование же внепространственным не бывает, поэтому употребление частицы «гео» становится в данном случае излишним.

Согласно традиционному взгляду на классификацию карт по тематике, основными подразделениями являются карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические). Такое положение в тематической картографии соответствовало характерному для большей части XX в. раздвоенному состоянию географической науки, когда при физико-географических исследованиях стремились абстрагироваться от антропогенного фактора и показать ландшафты в их условно первозданном виде, а при социально-экономических - от природных факторов. Ситуация начала смягчаться в 1970-1980-е годы, когда на грани социально-экономической и физико-географической картографии зародилось новое «стыковое» направление - картографирование взаимодействия человека и окружающей среды, или экологическое в современном понимании.

Сложилось два альтернативных подхода к содержанию понятия экологических карт:

- широкий, включающий едва ли не все виды географических карт;

- узкий, ограничивающийся использованием того или иного типа их, со значительными расхождениями в отношении того, какому именно типу следует отдать предпочтение.

Экологическое картографирование отличается от ряда других отраслей тематического (геологического, геоморфологического, почвенного и др.) картографирования сложностью определения его предметной области.

В качестве основного объекта экологического картографирования разными авторами рассматриваются: экосистемы разного ранга, масштабы антропогенного давления на среду, биота, природоохранные мероприятия, взаимоотношения организмов и среды, экологические ситуации. Задачи экологического картографирования решаются как в рамках традиционных, сложившихся тематических отраслей, с соответствующей адаптацией содержания, так и путем создания карт с полностью оригинальным специальным содержанием. Соответственно, целесообразно различать эколого-географическое и собственно экологическое картографирование.

Эколого-географическое картографирование включает в себя создание новых разновидностей карт в рамках существующих областей тематического картографирования (экологизация тематического картографирования). Содержанием эколого-географических карт является показ ландшафтов в их современном (с учетом антропогенного воздействия) виде, а также деятельности человека с учетом условий, в которых она протекает, и последствий, к которым приводит. Собственно экологическое картографирование посвящено пространственной характеристике процессов взаимодействия деятельности человека с окружающей средой.


Материалы по географии:

Образование ледников
У ледников выделяют области питания (аккумуляции) и абляции. В первой из них снег превращается в фирн, а затем в лед, и происходит увеличение массы льда, переносимого в область абляции, где эта масса уменьшается в результате таяния, откалывания, испарения и сдувания снега ветром. Свежевыпавший снег ...

Политико-географическое положение
Япония – Nippon (Nihon). Находится в западной части Тихого океана, у восточного побережья Азии на группе островов, главные из которых – Хонсю (Honshu), Хоккайдо (Hokkaido), Кюсю (Kyushu), Сикоку (Shikoku). Территория: 377 815 кв.км. (включая архипелаг Рюкю с самым крупным островом – Окинавой). Насе ...

Культурологические аспекты
Дошкольные учреждения (главным образом частные) для детей 4-6 лет. В 1974 в детских садах воспитывалось около 20,3 тысяч детей. Обязательное 6-летнее обучение детей 6-12 лет. В 1974-1975 учебном году в начальных 6-летних школах, большая часть которых частные, обучалось 91,7 тысяч учащихся, в средни ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rategeo.ru