Несмотря на зигзаги мнений, суждений, сомнений, опыт Аляски можно считать весьма поучительным примером освоения ресурсных регионов. Он показал возможность эффективного решения здешних политико-экономических, социально-экономических и социально-культурных проблем; в этом отношении он служит упреком России, недооценившей свою же, в недалеком прошлом социалистическую практику, которую Аляска подхватила. Он, этот опыт, показал, что не нужно слишком страшиться односторонне сырьевой специализации территории. Он показал, что дилемму "власть и бизнес" надо категорически решать в пользу власти. И он же показал, что до сих пор окончательно не преодолены многие противоречия сложного процесса освоения северных ресурсных регионов, к ним по-прежнему надо обращаться на "Вы".
Исключительное значение опыт Аляски имеет для решения проблемы ренты. Собственно, она составляет суть американской политики на этой территории, хотя публично, вероятно, по соображениям коммерческой тайны или иным, это не всегда подчеркивается. Впрочем, во многих документах и научных работах экономику Аляски прямо называют "рентной".
Значение ренты для России куда больше, чем для США и Аляски. Хоты бы потому, что мы намного богаче. По последним подсчетам Д.С. Львова, природно-сырьевой потенциал страны измеряется 320-380 трлн долл., на душу населения получается 2,5 млн долл., что, по разным оценкам от 2-3 до 4-5 раз больше, чем в США. На Север приходится приблизительно 60-70% потенциала страны. Вообще-то оценки потенциала разными исследователями по разным методикам заметно расходятся, но по любому варианту цифры столь велики, что для наших рассуждений эта неувязка не имеет большого значения.
Сумма рентных платежей, которую можно было бы собрать на сегодняшнем уровне эксплуатации природного потенциала, составляет, по расчетной оценке, 129 млрд долл. в год - цифра, не требующая особых комментариев, она почти в 2 раза, если не больше, превосходит государственный бюджет России. Север, вероятно, мог бы вложить в эту сумму не менее 50-60 млрд долл.
Опыт Аляски очень важен в связи с высказываемыми нашими учеными, и прежде всего Д.С. Львовым, идеями "закрепления за обществом прав титульного, или верховного собственника национального имущества, в том числе и в первую очередь природных богатств. При этом должна быть установлена система социального дивиденда, механизма публичного управления общественными доходами, рентными платежами". Похоже на то, что делается на Аляске, на которую, кстати, академик часто ссылается.
Пока что, однако, если говорить о Севере, на фоне той же Аляски, мы выглядим не очень привлекательно. Очевидна прежде всего принципиальная разница: американцы видят в Аляске поступательно развивающийся регион, историческое звено непрерывно идущего цивилизованного процесса, мы стремимся получить богатства на Севере малой ценой, поступая как временщики. Как сказал А. Назаров, член Совета Федерации от Чукотского автономного округа: "Север для нас - это чековая книжка"22.
Материалы по географии:
Полезные ископаемые
Говоря о ресурсах России, нельзя не учесть значительное разнообразие и количество полезных ископаемых. Условно их можно разделить на 3 группы: горючие, металлические (рудные) и неметаллические (нерудные). Все они образуют геологические поля, узлы и пояса. Виды полезных ископаемых см. приложение № 3 ...
Общие сведения
Центр федерального округа – г. Новосибирск. По своему географическому положению округ занимает центральное положение в Азиатской части России и принадлежит к числу наиболее крупных территориальных образований. Площадь Сибирского федерального округа составляет 5114800 км2. или 30,0% от территории Ро ...
Львовско-Волынский бассейн
Посёлок Кристинополь на берегу Западного Буга основал в 1692 г. польский гетман К. Потоцкий. Согласно польско-советскому договору об изменении послевоенной государственной границы (1951 г.) Украинской ССР отошла часть Люблинского воеводства (в том числе Кристинополь, переименованный в Червоноград) ...