Несмотря на зигзаги мнений, суждений, сомнений, опыт Аляски можно считать весьма поучительным примером освоения ресурсных регионов. Он показал возможность эффективного решения здешних политико-экономических, социально-экономических и социально-культурных проблем; в этом отношении он служит упреком России, недооценившей свою же, в недалеком прошлом социалистическую практику, которую Аляска подхватила. Он, этот опыт, показал, что не нужно слишком страшиться односторонне сырьевой специализации территории. Он показал, что дилемму "власть и бизнес" надо категорически решать в пользу власти. И он же показал, что до сих пор окончательно не преодолены многие противоречия сложного процесса освоения северных ресурсных регионов, к ним по-прежнему надо обращаться на "Вы".
Исключительное значение опыт Аляски имеет для решения проблемы ренты. Собственно, она составляет суть американской политики на этой территории, хотя публично, вероятно, по соображениям коммерческой тайны или иным, это не всегда подчеркивается. Впрочем, во многих документах и научных работах экономику Аляски прямо называют "рентной".
Значение ренты для России куда больше, чем для США и Аляски. Хоты бы потому, что мы намного богаче. По последним подсчетам Д.С. Львова, природно-сырьевой потенциал страны измеряется 320-380 трлн долл., на душу населения получается 2,5 млн долл., что, по разным оценкам от 2-3 до 4-5 раз больше, чем в США. На Север приходится приблизительно 60-70% потенциала страны. Вообще-то оценки потенциала разными исследователями по разным методикам заметно расходятся, но по любому варианту цифры столь велики, что для наших рассуждений эта неувязка не имеет большого значения.
Сумма рентных платежей, которую можно было бы собрать на сегодняшнем уровне эксплуатации природного потенциала, составляет, по расчетной оценке, 129 млрд долл. в год - цифра, не требующая особых комментариев, она почти в 2 раза, если не больше, превосходит государственный бюджет России. Север, вероятно, мог бы вложить в эту сумму не менее 50-60 млрд долл.
Опыт Аляски очень важен в связи с высказываемыми нашими учеными, и прежде всего Д.С. Львовым, идеями "закрепления за обществом прав титульного, или верховного собственника национального имущества, в том числе и в первую очередь природных богатств. При этом должна быть установлена система социального дивиденда, механизма публичного управления общественными доходами, рентными платежами". Похоже на то, что делается на Аляске, на которую, кстати, академик часто ссылается.
Пока что, однако, если говорить о Севере, на фоне той же Аляски, мы выглядим не очень привлекательно. Очевидна прежде всего принципиальная разница: американцы видят в Аляске поступательно развивающийся регион, историческое звено непрерывно идущего цивилизованного процесса, мы стремимся получить богатства на Севере малой ценой, поступая как временщики. Как сказал А. Назаров, член Совета Федерации от Чукотского автономного округа: "Север для нас - это чековая книжка"22.
Материалы по географии:
Модели размещения городов
Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния. На любой карте, п ...
Характеристика населения
Дагестан занимает третье место по численности населения в числе других республик Российской Федерации. Здесь проживает свыше двух миллионов человек, что составляет 1,2 процента от всего населения России. Из них 58 процентов – жители сельской местности. Численность населения увеличивается динамическ ...
Сельскохозяйственное использование и охрана бурых лесных почв
Сельскохозяйственное использование. Бурые лесные почвы используются под лесные угодья; в сельском хозяйстве они пригодны под зерновые, овощные, технические и плодовые культуры. Повсюду они отличаются высокой производительностью. С.В. Зонн (1974) отмечал на примере бурых лесных почв Литвы, Белорусси ...