Этот давний опыт освоения далеких земель, опыт Аляски, сохранил свое значение; оптимальных решений, как мы видели, до сих пор не нашли, их ищут. Ни одна территориальная потеря не сохранила столь долгую и, хочу подчеркнуть, очень чувствительную память россиян. О печальной судьбе Русской Америки, о том, была ли оправдана ее продажа, о характере освоения ее русскими людьми, об их отношениях с аборигенами продолжают спорить ученые31. Аляску часто поминают с высоких трибун, вплоть до трибун Федерального собрания.
"Наша" Аляска вроде бы бросила нам социальный и экономический вызов. Мы должны принять этот вызов и достойно ответить на него. По всем статьям, как мы видели, реванш Российского Севера необходим, закономерен и справедлив!
Должно быть, прав поэт, так определивший долгую и упрямую судьбу Российского Севера:
И как бы тут ни стыло льдище,
Как на ветру ни свищет снег,
А север все чего-то ищет,
Он все в пути,
Который век!
(Сергей Островой)
При написании статьи меня не оставляли сомнения: а нужно ли загружать учителя, а тем более ученика, сложными, подчас сугубо профессиональными, политическими, социальными, экономическими проблемами? По долгом размышлении пришел все-таки к выводу: все это не только не помешает, но необходимо учителю, и в какой-то мере и ученику.
По двум причинам. Первая причина: практически все регионы и страны, мир в целом стоят на политическом и социально-экономическом распутье. На распутье, на развилке находится вся общественная жизнь планеты - это хорошо известно. В учебниках и учебных пособиях, как бы замечательны они ни были, трудно, да и не нужно, в деталях показывать всю стремительную динамику и конъюнктуру жизни мирового сообщества. Но без знакомства с ними по другим, более оперативным источникам можно не заметить пробивающиеся новые генеральные тенденции. И что не менее важно: не стоит проходит мимо подчас весьма любопытных, если не сказать занимательных, хотя вроде бы второстепенных фактов, событий, они облегчают учебный процесс, возбуждают живой интерес ребят к географии.
Вторая причина: географическая наука, география - до сих пор методологически, методически не совсем сложилась, окончательно не устоялась; в некоторой степени спорно и ее место в школе. Дискуссии продолжаются, в том числе и на страницах нашей газеты. К примеру, давно высказываемые мною взгляды о желательности серьезной "экономизации" и "социологизации" географии продолжают находить сторонников, упомяну ростовского географа А.Г. Дружинина, выступившего со специальной работой по этому поводу32.
Вместе с тем тревожат не очень редкие довольно пессимистические мнения о будущем географической науки, о ее месте в школе; например, видного географа А.Д. Арманда33.
В таких условиях очень важно показать, что понимание причин территориального разнообразия общественной жизни - а это суть географии - невозможно без глубинного, всестороннего анализа. Анализа, часто далеко уходящего от методов географических исследований, которыми ограничивались несколько десятилетий назад.
Материалы по географии:
Концепция программы энергетической безопасности
России
В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Сейчас, многие страны, и в первую очередь США, ведут себя в соответствии с принципом - «Кто контролируют нефть, тот управл ...
Проблемы развития района
· недостаточно рациональное использование природных условий и ресурсов; · слабое обеспечение водой Крымского полуострова; · противоречия в размещении и развитии предприятий тяжелой промышленности, в образовании большого портового хозяйства, с одной стороны, и использовании рекреационных ресурсов - ...
История исследования и публикации источников по истории
Первой Камчатской экспедиции
После первых сообщений о плаваниях Беринга во время Первой Камчатской экспедиции его имя стало известным не только в России, но и в Европе. Безвестный ранее пастор из рода Берингов, тоже Витус, издал в 1749 г. родословную своей семьи. ...