Анализ объема, динамики и структуры промышленного производства дагестанских предприятий в период с 1990 по 2000 гг. показал следующее:
1. Снижение производственных объемов имело место во всех отраслях промышленности (среднегодовой показатель темпа спада промышленного производства за период 1990-2000 гг. составлял 7,1 %). Наибольшие темпы спада наблюдались в 1991-1992 гг., 1994 и 1998 гг. (пик спада наступил в 1998 году – 16,7 % от уровня 1990 года). Кризисные явления в большей степени затронули предприятия, принадлежащие машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, а также сектору строительных материалов.
2. Заметные изменения произошли в структуре промышленного производства.
Так, при снижении реальных объемов производства доля электроэнергетики выросла с 3,5 % до 12,7 %, а доля топливной промышленности с 1,8 % до 35,4 %; доля пищевой промышленности снизилась с 33,9 % до 26,7 %; утратили свое лидирующее значение машиностроение (доля снизилась с 37 % до 12,4 %) и легкая промышленность (доля снизилась с 10,7 % до 0,9 %).
3. В целом, объемы производства добывающей промышленности (электроэнергетика, топливная) с 1990 года снизились на 40-50 %, а объемы производства обрабатывающей промышленности – на 80-90 %. В результате в экономике стали доминировать сырьевые отрасли с низкой долей добавленной стоимости в цене продукции, что снижает показатель производимого валового регионального продукта.
4. Позитивные изменения в динамике промышленного производства, наблюдавшиеся в 2000 году, были вызваны, главным образом, значительным увеличением совокупного спроса (за счет роста доходов населения и увеличения объемов федеральных трансфертов и субсидий, поступивших в республиканский бюджет), а также сохраняющимся в этот период «эффектом девальвации». Соответственно, увеличение производства произошло в отраслях, выпускающих импортозамещающую продукцию, ориентированную на дагестанских потребителей.
5. В 2001 году экономическая конъюнктура переходит в новое состояние. Увеличение объемов федеральных дотаций, выделяемых республике, приводит к росту бюджетных расходов и положительно влияет на динамику выпуска ряда отраслей (прежде всего деревообрабатывающей промышленности и промышленности стройматериалов), обслуживающих государственные закупки. Вместе с тем, в экономике проявляются также и негативные тенденции: снижаются темпы роста доходов населения, происходит значительное увеличение тарифов на товары естественных монополий, накопленные инвестиционные ресурсы не обеспечивают обновление основных фондов предприятий. Факторы совокупного спроса и девальвации (импортозамещения) уступают место инфляционным факторам роста экономики. Превышение запланированных темпов инфляции при стабильном курсе национальной валюты повышает привлекательность импортных товаров. Происходящее сближение цен на товары импортного и внутреннего производства, при сохраняющейся низкой конкурентоспособности товаров дагестанских производителей может привести к спаду в отраслях, развивавшихся за счет импортозамещения (прежде всего в легкой и пищевой промышленности).
6. Существовавшие в период 1999-2000 гг. факторы роста промышленного производства (совокупный спрос и девальвация национальной валюты) являются источниками нестабильного, краткосрочного роста. Они не вызывают структурной модернизации экономики, существенного обновления основных фондов и производственных технологий. Для роста объемов производства используются главным образом существующие мощности действующих предприятий.
Циклическое развитие экономической системы предполагает переход от стадии спада к стабилизации и подъему, но затем наступает опять период спада. В качестве основных причин возможного спада промышленного производства в период 2002-2003 гг. могут выступить: уменьшение объемов федеральных дотаций, повышение темпов инфляции, кризис технологий и технических систем на дагестанских предприятиях, снижение платежеспособного спроса со стороны населения. Более детальное представление о состоянии дагестанской промышленности позволяет получить анализ в отраслевом разрезе. Энергетика. Монопольным производителем электроэнергии в Республике Дагестан является ОАО «Дагэнерго». В энергосистему РД входят 7 электростанций установленной мощности агрегатов 1348 МВт (Гергебильская, Чиркейская, Сулакская, Миатлинская, Чирюртская ГЭС, Махачкалинская ТЭЦ, Каспийская ТЭЦ), более 35 тыс. км. линий электропередач, 193 подстанции. Основная доля электроэнергии (96 %) вырабатывается на гидроэлектростанциях.
Стоимость основных производственных фондов составляет около 5 млрд. рублей. В настоящее время идет строительство Ирганайской (первый энергоблок этой гидроэлектростанции уже введен в эксплуатацию), Ахтынской и Гунибской ГЭС, реконструируются Дагестанская ТЭЦ, Каспиийская ТЭЦ. Введены в эксплуатацию на ветроэлектрическом полигоне в п. Дубки два ветроагрегата мощностью 1,425 МВт. Наиболее крупными гидроэлектростанции республики являются Чиркейская, Миатлинская и Ирганайская ГЭС. В период с 1990 по 2000 г. объем выработки электроэнергии составлял 2,5 – 4,5 млрд. кВтч. Анализ динамики выработки электроэнергии в натуральных показателях показывает, что за рассматриваемый период отрасль так и не превзошла показателей 1990 года (годовая выработка электроэнергии находится на уровне 60-70% от достигнутого в 1990 году). Наибольшие темпы спада наблюдались в 1994 и 1998 гг. (63,4 % и 75,1 % к уровню предыдущего года). В целом электроэнергетике удалось сохранить основные мощности, а также обеспечить ввод новых генерирующих мощностей. До кризиса осени 1998 года электроэнергетика республики сохраняла привлекательность как объект долгосрочного инвестирования.
Материалы по географии:
Кредитные рейтинги
Рейтинговая служба Standard & Poor's подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне «ВВВ». Прогноз — «Негативный». Рейтинг Санкт-Петербурга отражает очень низкий уровень долга, высокие показатели ликвидности и хорошее качество управления долгом, а кроме того, его позицию ...
Демография
Быстрее всего население Лондона увеличивалось в XIX — начале XX веков, в период урбанизации. Примерно с 1825 по 1925 год Лондон был самым населённым городом в мире, после чего его опередил Нью-Йорк. Наивысшего уровня в своей истории население Лондона достигло в 1939 году (ок. 8,6 млн. чел.). Сейчас ...
Транспортное машиностроение
Производство транспортных средств – вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих ...