Сложившаяся ранее система обучения школьников была направлена на проверку знаний, умений, навыков. На нынешнем этапе развития системы образования к учителю предъявляются требования формирования у учащихся профессиональных компетенций – то есть готовности применять свои знания в творческих или нестандартных ситуациях. При работе с учащимися задания должны быть сформулированы не на показ, пересказ, описание, а на оценку, объяснение, прогноз – то есть на творческую активность, самостоятельную деятельность школьников.
Требование «прогнозировать» объединяет умения формировать гипотезу, ставить вопросы и высказывать предположения «как», «почему», «что будет, если» и т.п. планировать, предвидеть развитие ситуации. Формировать эти умения возможно на примере краеведческого материала.
Так уже в VΙ классе при изучении темы «Природные комплексы» можно предложить учащимся описание типичных природных комплексов своей местности и оценку их изменений вследствие хозяйственной деятельности человека. Здесь необходимо провести прогноз влияния человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности в своей местности. В VΙΙΙ классе, при изучении физической географии России можно прибегать к рассмотрению краеведческого материала при изучении практически любой темы общего обзора – рельеф, геология, природные воды, почвы, растительность и животный мир. В ΙХ классе учащиеся впервые знакомятся с изучением социальных и экономических факторов формирования структуры хозяйства, и здесь опора на местный материал просто необходима – учащимся можно предложить проанализировать историю природопользования на территории своего района, и объяснить разнообразие и степень развития различных форм природопользования, выявить природно-ресурсные предпосылки развития экономики района, расселения населения и пр.
Здесь возникает проблема работы с первичным материалом – чтобы провести всесторонний анализ, необходимо иметь в распоряжении различные тематические карты на территорию района – геологическую, физическую, почвенную, растительности, месторождений полезных ископаемых, экономическую и др. Официально изданных карт отдельных районов нет. Район можно найти на соответствующей тематической карте Республики Башкортостан, но это не очень удобно из-за размеров карт, к тому же они зачастую имеют разный масштаб, что не очень удобно при сравнении начинающим исследователям. В этой связи по ходу выполнения данной работы было принято решение о создании краеведческих картосхем Кушнаренковского района, в которых отображаются геологическое строение, климат, рельеф, полезные ископаемые, почвы, растительность данного района.
Материалы по географии:
Тампере
javascript:hotel('fin_1404_1.jpg')Основанный в 1779 г. Тампере, второй по величине город Финляндии, лежит на холмистом перешейке между озерами Пюхяярви и Hясиярви, окруженный почти двумя сотнями более мелких озер. Кафедральный собор Тампере (1907 г.) являет собой величественный памятник «финского р ...
Использование вахтенных журналов и картографических
материалов первой половины XVIII в. для реконструкции плавания экспедиционных
судов и открытий В.И. Беринга
Участники экспедиции не нанесли на карту маршрут своего плавания. Позже картографы не раз пытались восполнить этот пробел. Одними из первых попытки реконструкции плавания бота «Св. Гавриил» на основе воссоздания по вахтенному журналу прокладки на современных им навигационных картах предприняли во в ...
Температура воздуха и осадки
Формирование климата происходит под воздействием солнечной радиации, циркуляции воздушных масс, подстилающей поверхности. Все вместе эти факторы и определяют черты климата. Среднемесячная температура воздуха на территории области в июле, по многолетним наблюдениям, составляет 17,5—20,0°С. В дневные ...