11 октября 1990 года в Башкортостане появился новый праздник - День Республики. В этот день была принята историческая Декларация о государственном суверенитете республики, ставшего важнейшим событием в ее новейшей истории и во многом способствовавшего утверждению подлинного федерализма в стране. С принятием суверенитета был определен курс на демократизацию общественной жизни, обновление экономики и социальной сферы.
Принятие этого политического акта по своей значимости — в одном ряду с такими историческими событиями, как провозглашение национальной государственности Башкортостана в ноябре 1917 года или Советской Автономии Башкирии в марте 1919-го. Более того, Декларация стала логическим развитием того памятного Соглашения с центральной Советской властью, потому что уже через 14 месяцев после его подписания правовой статус республики был низведен до положения областной автономии.
Формализованные и усеченные полномочия Башкирии не позволяли ей самостоятельно решать элементарные вопросы. По уровню экономического развития республика занимала одно из ведущих мест в Советском Союзе, опережая большинство союзных республик, а по социальным показателям находилась в шестом-седьмом десятке регионов страны. Она существенно отставала по производству товаров народного потребления, обеспеченности жильем, больницами и детскими садами. Положение осложнялось тем, что при нищей социальной сфере республика стала экологически бедствующим краем, перенасыщенным производствами, наносящими вред природе. Перестройка, начавшаяся в стране во второй половине 80-х годов, создала условия для преобразования союзного по форме, но унитарного по содержанию государства в действительно федеративное.
В сложных условиях республика делала свои первые шаги в обновляемой России. В стране бушевал острейший политический и экономический кризис, возникли конфликты между разными ветвями власти, практически отсутствовала региональная политика. Башкортостану пришлось самому, без реальной поддержки, решать тяжелейшие экономические и социальные вопросы, фактически спасать систему жизнеобеспечения республики. Были приняты беспрецедентные меры, чтобы люди смогли приспособиться к изменениям.
В то же время республика не побоялась в рамках своих полномочий взять на себя ответственность за все, что происходит на территории республики. Тогда были найдены верные пути по объединению усилий органов власти и общества для проведения преобразований в экономической и социальной сфере. Разумное сочетание сильной государственной власти и инициативы, активности граждан позволило с достоинством пройти переломный период, сохранить управляемость общественными процессами, создать благоприятную среду для подъема народного хозяйства и роста благосостояния населения.
Благодаря Суверенитету в эти нелегкие годы — годы политического и экономического распутья, шквала реформ Башкортостан не только сохранил свой мощный производственный потенциал, но и многого достиг. Прежде всего, благодаря определенной экономической самостоятельности, которую обеспечила Декларация. Проявив хозяйственный прагматизм, республика отказалась от шоковой терапии, обвальной приватизации, сохранила и поддержала реальный сектор экономики. Поэтому удалось избежать массовой безработицы, создать условия для экономического подъема. Чтобы нейтрализовать тяжелые последствия экономического кризиса 90-х годов, в Башкортостане применялось государственное регулирование цен на основные продукты питания, вводились дополнительные к федеральным пособия и льготы, даже устанавливался бесплатный проезд на общественном транспорте.
Для решения социально-экономических проблем важнейшее значение имело становление государственности Башкортостана: создание республиканского парламента, четкой вертикали исполнительной власти. Новое республиканское законодательство позволило реализовать свою модель реформирования. В ее основу были положены два принципа — трансформация, а не разрушение планово-распределительной экономики в рыночную и сохранение социальных гарантий для населения. При этом характерной особенностью развития Башкортостана все эти годы была активная координирующая и организующая роль государства. Причем не только в экономической, но и в социальной сфере.
Материалы по географии:
Географическое положение КНДР
КНДР расположена на восточной окраинной части азиатского материка. Корейский полуостров протянулся от границы с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой почти до южных островов Японии. Корейская народно-демократическая республика (КНДР): расположена в северной части Корейского полуост ...
Озера
На территории Беларуси насчитывается около 10 тыс. озер. В основном это небольшие и мелкие озера. Самое глубокое озеро страны – Долгое - имеет глубину всего 53,7 м. Многие озера образуют группы (системы): Нарачанская группа озер, Браславские озера, Ушачские озера и др. Однако озера весьма неравноме ...
Заключение и выводы
КНДР представляет собой узкую полосу суши, омываемую с востока Японским морем, с запада - Желтым морем (Западно-Корейским заливом). Сухопутные границы с Китаем и Южной Кореей по протяженности меньше береговой территории. КНДР имеет высокую плотность населения. Таким образом, географическое положени ...