По классификации, принятой Статистическим департаментом Литвы, отрасль машиностроения делится на три сектора[11, с. 38]:
1. производство основных металлов и переработка металлолома и скрапа;
2. производство изделий из металла, за исключением машин и оборудования;
3. производство машин и оборудования.
В 2005 году предприятия отрасли реализовали продукции на 340 млн. евро (6% от общего показателя для промышленности). Литовский рынок продукции машиностроения невелик, поэтому большая ее часть реализуется за рубежом. В 2006 году объемы производства изделий из металла увеличились на 18%, производства основных металлов и переработки металлолома – на 38%, производства машин и оборудования – на 26%.
Лидирующие компании отрасли сумели вовремя привлечь инвестиции, сохранить квалифицированные кадры и занять нишу на рынках Западной Европы (Германии и Скандинавии, в первую очередь) и СНГ. Основные источники прямых иностранных инвестиций – это Дания, Швеция и Эстония, а также Австрия и Финляндия.
Поскольку доля экспортируемой продукции очень велика, для литовских машиностроителей чрезвычайно важна репутация их продукции на международном рынке. Поэтому ведущие компании отрасли (Snaige, Vienybe, Vingriai, Vildeta и другие) затратили значительные средства на прохождение сертификации по стандартам ISO 9001 (стандарт управления качеством) и ISO 14001 (стандарт охраны окружающей среды).
Уровень конкурентоспособности литовских машиностроителей повышает обширный научный потенциал отрасли, основывающийся на развитой системе профильных высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов и лабораторий. Наиболее перспективными (особенно в экспортном отношении) можно назвать следующие группы товаров отрасли:
1. продукты переработки отходов и лома цветных металлов;
2. листовой металл и небольшие изделия из металла;
3. холодильное и нагревательное оборудование.
Некоторые машиностроительные предприятия, не имеющие возможности использовать иностранные технологии, самостоятельно разрабатывают новую продукцию, опираясь на накопленный в области конструкторских и проектных работ опыт. Примером этого подхода являются компания PAKMA AB, проектирующая и производящая оборудование для упаковки продуктов питания; компания Vienybe AB, предлагающая металлоконструкции, краны, бойлеры и другую продукцию.
Успех литовского машиностроения на иностранных рынках обусловлен не в последнюю очередь низкими затратами на оплату труда. В 2005 году средняя месячная заработная плата в отрасли равнялась 282 евро, что вдвое меньше, чем в Польше, и втрое меньше, чем в Словении. Интенсивное развитие экспорта продукции машиностроения в 2000-2005 годах (+6-8%) свидетельствует, что проведенная компаниями отрасли модернизация производств позволила существенно повысить качество продукции, которое теперь удовлетворяет жестким требованиям западных рынков.
Значительная часть машиностроительных предприятий выпускает промежуточную продукцию, полуготовую продукцию, сложные конструктивные элементы и другие подобные изделия, предназначенные для производства готовой продукции мебельной, электронной и машиностроительной отраслей Западной Европы.
Ко второй половине 2006 года объем прямых иностранных инвестиций в машиностроение Литвы достиг 30 млн. евро (4% от общего объема прямых иностранных инвестиций в литовскую промышленность). После вступления Литвы в ЕС будут упразднены все ограничения в торговле со странами ЕС, что откроет новые возможности для машиностроения. Координация экономической политики промышленных и добывающих компаний позволит создать каналы сбыта, начинающиеся с российских поставщиков сырья, проходящие через литовских производителей промежуточной и вспомогательной продукции и ведущие к западноевропейским промышленным компаниям-заказчикам. 79% машиностроительных предприятий обладают тем преимуществом, что они могут гибко и оперативно приспособить свой технологический процесс к индивидуальным потребностям заказчика. Эти предприятия проектируют и производят продукцию по индивидуальным заказам, внося, таким образом, вклад в повышение технологического уровня отрасли. Крупные предприятия, производящие продукцию большими сериями, в свою очередь, пользуются более низкой себестоимостью массовой продукции и возможностями широкомасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ[7, с. 42].
Крупные капиталовложения в машиностроение Литвы были сделаны такими международными корпорациями, как ACG-Nystrom, Rautaruukki, ABB, VAE AG, Odense Steel Shipyard Ltd. (группа A.P.Moller) и другими.
Литовские машиностроители ориентируются, прежде всего, на нужды западного рынка. В 2005 году было экспортировано 71% основных металлов, 57% машин и оборудования, 75% электрооборудования, 91% продуктов переработки металлолома и скрапа. Что касается экспорта недрагоценных металлов и изделий из них, основные внешнеторговые партнеры Литвы – это Германия (объем экспорта 18,6 млн. евро), Латвия (17,8 млн. евро) и Россия (7,9 млн. евро). Также имеет место импорт данной категории товаров из Германии и России.
Материалы по географии:
Строительство
2006 2007 2008 Инвестиции в основной капитал (млн. руб.) 18 478,6 20 534,2 28 712 Объем капитальных вложений на объекты городского хозяйства (млн. руб.) 148,5 266,65 211 Ввод в эксплуатацию жилых домов (тыс. кв. м.) 272.8 353,5 386,6 На развитие экономики и социальной сферы в январе-феврале 2009 го ...
Территориальная организации населения
Экономико-географическое и геополитическое положение России определили большую неравномерность размещения населения страны. Размещение населения – это его географическое распределение по территории данной страны, а также по странам мира. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое ...
Экономика
В Дагестане развиты добыча нефти, газа ("Дагнефть", "Дагестангазпром"); машиностроение и металлообработка (сепараторы, термическое, электро-техническое оборудование, приборы, станки, экскаваторы; судоремонт, "Завод им. Гаджиева", "Кизлярский электромеханический за ...