Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.
Каково же содержание процессов агломерирования, от динамики и качества которых зависит будущая конкурентоспособность страны в долгосрочной перспективе?
В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на рис. 2:
Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти.
Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.
Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.
Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.
Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных горо, дах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить , затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.
Материалы по географии:
Особенности территориального развития области
В административно-территориальном отношении область состоит из 31 сельскохозяйственного района, 8 городов, 4 городов, объединившихся с районами, и 5 сельсоветов, в системе интегрального экономического районирования - из трех экономических подрайонов: центрального, восточного и западного. По плотнос ...
История открытия
Юкагирское плоскогорье открыто в 1930 году Колымским отрядом экспедиции Академии наук под руководством Сергея Владимировича Обручева. Название плоскогорья было придумано геодезистом отряда Константином Алексеевичем Салищевым, по этнониму «юкагиры» - наименованию некогда многочисленного и воинственн ...
Выводы
Связь природных ресурсов и объектов, создаваемых человеком. Зачастую постройка жилья и объектов инфраструктуры (заводы, фабрики, больницы, школы и др., что сопровождает человека на протяжении жизни, дает возможность существования на данной территории, улучшая условия его жизни: повышая уровень обра ...