Плотность населения выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется в процессе исторического развития под влиянием экономических законов общественных формаций, уровня социально-экономического развития общества и природно-географической среды. Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.
Средняя плотность населения Российской Федерации составляет 8,4 чел. на 1 км. По плотности населения Россия уступает большинству стран мира и почти всем странам СНГ, кроме Казахстана и Туркменистана, в которых средние показатели заселенности составляют соответственно 6,2 и 7,7 чел на 1 км. Однако средние показатели заселенности в стране не дают полного представления о размещении населения по территории. Весьма неравномерно размещено население и внутри каждой части территории страны.78,4% населения Российской Федерации концентрируется на территории Европейской части и Урала, занимающей 25,4% общей площади России. Плотность населения здесь составляет 36,7 чел. на 1 км, более чем в 4 раза превышая средние показатели заселенности по России. В то же время в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 21,6% населения страны на площади, составляющей 74,6% всей территории России. Средняя плотность заселенности в 3,4 раза уступает средним показателям по Российской Федерации составляет 2,5 чел. на 1 км. Столь значительные различия в плотности населения определяются влиянием взаимосвязанных социально-экономических, исторических и природно-географических факторов. Через центральные районы, которые составляли основу Российского государства, проходили торговые пути на запад и Восток, Север и Юг обеспечивали устойчивые связи России со странами западной Европы, а в дальнейшем и со странами тихоокеанского региона Юго-Восточной Азии. Развитие торговых связей обеспечивало и разветвленную сеть водных путей. Здесь значительно раньше, чем на окраинах, начала складываться промышленность России. Это способствовало концентрации значительной части населения, развитию различных отраслей хозяйственного комплекса, связанных с переработкой местного и привозного сырья, а также многоотраслевого сельского хозяйства. А в дальнейшем получили развитие наукоемкие, трудоемкие отрасли хозяйственного комплекса.
Слабая освоенность территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока связана с природно-географическими факторами: суровыми природно-климатическими условиями и орографическими сложностями, а также с неразвитостью инфраструктуры.
Существенные различия в плотности населения наблюдаются и внутри федеральных округов. На уровне регионов по заселенности выделяется Центральный федеральный округ. Плотность населения здесь составляет 57,7 чел. на 1 км, что более чем в 7 раз превышает средние показатели по Российской Федерации. В пределах региона особое место занимают Москва и Московская область с максимальной для России заселенностью на уровне административных районов - 362,5 чел. на 1 км. К северу и югу от Центра уменьшается заселенность районов, и наименьшие показатели отмечаются в Костромской области (11,9 чел. на 1 км), что объясняется удаленностью от Московского транспортного узла, невысокой теплообеспеченностью, малоплодородием земель и отсутствием промышленных запасов полезных ископаемых. Высокая плотность населения отмечается в Южном федеральном округе (средняя плотность составляет 38,7 чел. на 1 км). Это связано с высоким естественным и механическим приростом населения, благоприятными природно-климатическими условиями и достаточно высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. Значительные контрасты наблюдаются в заселенности Приволжского федерального округа. В Чувашской республике она при средней плотности по округу 29,6 чел. на 1 км. Это связано со значительными различиями показателей естественного прироста, а также природно-климатическими условиями.
Материалы по географии:
Автодорожный транспорт
Вверху: Понте 25 апреля видно из замка вала. Рекой Тахо (Рио-Тежу) в Лиссабоне составляет примерно 2 км широкой и до 1966 года не было моста через дорогу от города на южном берегу. До сих пор самые низкие фиксированные ссылки на реке был в Вила-Франка-де-Шира, около 32 км к северу от города, где до ...
География исследовании урбанизации
Урбанизация (от лат. urbanus – городской, urbs – город) – это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественно соци ...
Перспективы Кузбасса в современных экономических
условиях
Итак, в предыдущем изложении мы ознакомились с основными экономико-географическими характеристиками Кузнецкого угольного месторождения, выявили роль и место этого бассейна в угольной промышленности России и мира. Теперь подробно поговорим о перспективах Кузбасса, как одного из производителей угля м ...