Большая доля ледниковых вод в стоке рек высокогорья определяет их низкий термический режим. Так, наибольшие температуры воды в створе ГМС Аккем поднимаются только до 7,2° Средние месячные температуры воды за июнь – сентябрь колеблются в пределах 4,2 – 5,1°, что значительно ниже температуры воздуха. Переход температуры воды через 0,2° наблюдается весной 15 мая, осенью 19 сентября. Наблюдения в летние сезоны показали следующее распределение температур: у конца ледников они не превышают 0,2 – 0,4°, ниже по течению в 1,5 – 2,0 км от ледника увеличиваются до 1,0 – 1,3°, а в 4 – 5 км до 2 – 2,4°.
Ледостав на реках высокогорья образуется во второй половине сентября и длится от 140 до 225 дней (средняя, по данным ГМС Аккем – 185). За время ледостава толщина ледового покрова на реках достигает 50 – 80 см. Разрушение льда весной происходит в результате таяния его на месте и заканчивается к 5 – 10 июня.
Таким образом, оценка доли талых ледниковых вод в общем стоке рек Алтая представляет определенный интерес, ибо их поступление имеет наиболее благоприятное внутригодовое распределение. Это можно проиллюстрировать данными Б.В. Фащевского [8] (см. табл. 7, Приложение 10).
Из этих данных можно видеть, что доля ледниковых вод увеличивается по мере увеличения относительной доли оледенения в бассейне. В связи с общим повышением границы оледенения к юго-востоку Алтая, обусловленным главным образом возрастанием сухости климата, доля ледниковых вод становится более значительной.
Тема «Гидросфера» должна рассматриваться в следующей логической системе: от общих понятий о гидросфере как сложной, но единой оболочке и круговороте воды в природе учащиеся переходят к изучению вод, составляющих гидросферу, – сначала вод Мирового океана, а затем вод суши – поверхностных и подземных.
В процессе изучения общих понятий учащимся сообщается определенный, установленный программой, минимум названий географических объектов, связанных с материалом темы «Гидросфера» (океаны, моря, заливы, проливы и др.), которые они должны знать и уметь находить на географической карте. Эти географические объекты нужны для конкретизации общих понятий и используются для формирования у учащихся умений давать описания моря и реки по типовому плану на основе физической карты. Важной задачей темы «Гидросфера» является развитие знаний учащихся о водах своей местности. Краеведческие знания используются для формирования общих понятий и вместе с тем имеют большое самостоятельное образовательное и воспитательное значение. Наряду с формированием новых общих понятий значительное внимание уделяется практическим работам по развитию картографических и топографических умений, а также ознакомлению с водами своей местности [9].
Многие изучаемые в теме «Гидросфера» явления можно наблюдать в окружающей школу местности. С некоторыми из них учащиеся познакомились при изучении курса природоведения. Некоторые объекты учащиеся наблюдали на осенней экскурсии. Все эти знания используются как опорные при формировании общих понятий. Так, например, изучение реки и речной системы может строиться с опорой на знания о местной реке, приобретенные на осенней экскурсии. Указав, откуда берут начало реки, учитель отмечает, что они текут в направлении наибольшего уклона местности, обходя участки, сложенные твердыми, трудноразмываемыми породами, и впадают в другие реки или озера, моря, океаны. В связи с этим даются понятия об истоке и устье реки. В процессе беседы выясняется, где начинается местная река, куда она впадает и в каком направлении течет. Затем учащиеся находят на карте, например, Волгу, ее исток и устье и определяют направление ее течения (в целом).
Материалы по географии:
География Африки
Рельеф Большей частью - равнинный, на северо-западе расположены Атласские горы, в Сахаре - нагорья Ахаггар и Тибести. На востоке - Эфиопское нагорье, к югу от него - вулкан Килиманджаро (5895 м) - высочайшая точка материка. На юге расположены Капские и Драконовы горы. Самая низкая точка (157 метров ...
Классификация Ли Донни (Li Dormi)
Итальянская экономическая школа использовала классификацию Ли Донни, основанную на размерах регионов. Мегарегионы, отождествляемые с наднациональными пространствами континентального и субконтинентального типов. Например: Западная Европа, Южная Азия и т.д. Макрорегионы - субнациональные пространства ...
Хозяйственное состояние местности
1. Наша местность богата нефтью, газом, песком, глиной, гипсом, гравием, мелом, известняком. 2. Наиболее эффективно используется нефть. Она продается за границу, используется страной, меняется на ценные бумаги и.т.п. 3. Местное население в основном добывает нефть, и соль. 4. Если бы я был бы акимом ...