Для установления связи между направлением течения Волги и уклоном территории, по которой она протекает, учащимся предлагается определить абсолютные высоты ее истока и устья. Из этого делается вывод о причинах такого направления течения Волги. Далее вводятся понятия правого и левого берега, а за ними – правого и левого притоков, при этом опять-таки используются местные примеры. Местный материал может быть использован и при проведении практических работ. Для упражнений в определении направлений уклонов и в чтении рельефа по плану могут быть использованы наряду с печатными топографическими картами местные планы, составленные учащимися VIII класса [9].
Опорой для формирования общих понятий могут служить не только краеведческие, но и другие знания, приобретенные в курсе природоведения. Это один из важных факторов активизации работы учащихся по данным темам. Например, на уроке по теме «Температура и соленость вод океанов» учитель, сказав о том, что морская вода соленая и сколько содержится в ней соли, предлагает учащимся самим объяснить причины солености морской воды. Они могут это сделать, так как из курса природоведения им известно, что вода является растворителем, и знают, какие вещества растворяются и какие не растворяются в воде.
По ряду вопросов в теме «Гидросфера» краеведческий принцип обучения использовать невозможно, так как рассматриваемые процессы и явления нельзя наблюдать в окружении школы. К тому же о многих из них очень трудно создать у учащихся правильные представления. Поэтому при изучении таких вопросов особенно необходимо использовать различные средства наглядности обучения.
Демонстрация наглядных пособий может сочетаться с разбором рисунков в учебнике и схем, выполненных учителем на классной доске. Это позволит вычленить существенные признаки изучаемых объектов. Так, показав учащимся на стенной картине водопад и пороги на реке, учитель может вычертить на доске схему, на которой изобразить стадии перехода от водопада к порогам (рис. 1).
Рис. 1 - Схема перехода от водопада к порогам [9]
Использование средств наглядности в обучении облегчает учащимся понимание сложных явлений, изучаемых в данных темах, и вместе с тем создает благоприятные возможности для самостоятельной работы в классе и дома. Учащимся можно дать задания изготовить макеты из пластилина, составить описание каких-либо объектов по рисункам в учебнике и т.д. Вопросы при закреплении и проверке знаний учитель также может задавать на основе наглядных пособий.
Важное место на уроках по теме «Гидросфера» занимают практические работы с географической картой [18]. Первоначально проводятся более простые упражнения, затем работа с картой усложняется. К примеру, учащимся предлагается найти на карте один из указанных в программе географических объектов и охарактеризовать его (например: «Найдите Баренцево море, определите его глубину, охарактеризуйте его берега»). В целях облегчения запоминания номенклатуры и усвоения карты применяются работа с контурной картой, рассказы учителя в связи с характеристикой объектов, об их исследовании, а также раскрытие некоторых географических названий. Особенно большое значение имеет обучение учащихся описанию географических объектов по типовому плану на основе карты. Последовательность этой работы обычно такая: запись плана характеристики объекта, показ учителем, как им пользоваться, и раскрытие пунктов плана, упражнения учащихся. В качестве объектов для показа и упражнения могут быть использованы местные объекты, а также номенклатура, указанная в программе.
Материалы по географии:
Гидротермальные грязи
Гидротермальные грязи – полужидкие глинистые образования, возникающие в областях активной вулканической деятельности (Камчатка, Курильские острова, Италия, Исландия) в результате выщелачивания и разложения вулканических пород высокотемпературными газопаровыми струями, содержащими углекислый газ и с ...
Малое предпринимательство на территории района
В районе зарегистрировано 512 субъектов малого предпринимательства. Расширяется ассортимент продукции, производимой частными предпринимателями. Они занимаются выпечкой хлеба и хлебобулочных изделий, изготовлением шлакоблоков, столярных изделий, мебели. Предприниматели оказывают услуги по строительс ...
Географическое положение
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Great Britain), Британия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), государство на северо-западе Европы, на Британских островах (крупнейший — о-в Великобритания), северо-восточной части острова Ирландия, о-ве М ...