Система образования
включает начальную, среднюю и высшую школу. В стране работают 344 начальные восьмилетние школы, в которых обучаются 254 тыс. школьников. 170,4 тыс. школьников в 331 школе учатся на македонском языке, 76,6 тыс. учащихся в 128 школах – на албанском языке, 6,3 тыс. учеников в 36 школах – на турецком языке и более 600 учащихся в 12 школах – на сербском языке. В 1999/2000 учебном году работали 92 государственных средних школы примерно с 91,1 тыс. учащихся (3 из них для инвалидов, в которых обучались 340 школьников) и 3 частных средних школы. Обучение в средней школе двух-, трех- и четырехлетнее. Средние школы подразделяются на дающие классическое, специальное профессиональное и художественное образование. Обучались на македонском языке в государственных школах 76,1 тыс. учащихся, на албанском языке – в 22 школах ок. 14,4 тыс. человек, на турецком – в 4 школах ок. 600 человек.
В Македонии действуют три университета: Святых Кирилла и Мефодия в Скопье (открыт в 1946), Святого Климента Охридского в Битоле и Албанский университет в Тетово (основан в 1995, официальное признание получил в 1998). В университетах Скопье и Битолы обучаются ок. 34,8 тыс. студентов, причем большинство из них македонцы (89,2%); албанцев 5,6%, турок – 1,1%, влахов – 0,9%, цыган – 0,1%, представителей других национальных меньшинств – 3,1%. В составе университетов действуют примерно 30 колледжей. Кроме того, работает педагогический факультет, который готовит преподавателей македонского языка и других языков этнических меньшинств. Образование в Македонии бесплатное. Кроме того, государство выделяет гранты на питание и проживание учащихся средней школы и студентов университетских колледжей. Затраты на образование до начала межэтнического конфликта 2001 составляли 5–6% ВВП.
В Македонии уделяется внимание образованию взрослого населения: существуют курсы для завершения среднего образования, приобретения специальности и переквалификации. Предлагаются курсы изучения информатики, компьютерные, обучения иностранным языкам, основам менеджмента, бизнеса и др.
История культуры.
В Республике Македония сохранились следы культуры Древней Македонии – провинции Римской империи, а затем исторической области Македонии. Выходцы из Македонии Кирилл и Мефодий во второй половине 9 в. перевели на солунский диалект Библию, что сыграло большую роль в развитии славянской письменности. В старинном, упоминаемом с 3 в. до н.э. городе Охриде в 886 начинал свою деятельность один из учеников Мефодия просветитель и писатель Климент Охридский (840–916). В 11–14 вв. на территории Македонии утвердился собственный стиль фресковой живописи. Монастыри на горе Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования. Широкую известность получил Хилендарский монастырь.
После османского завоевания культура Македонии подверглась тюркизации, сохраняясь в основном в сельской местности в виде фольклора и традиционных ремесел. Хранителями духовной культуры и литературы были монастыри. В 1762 монах Хилендарского и Зографского монастырей Паисий Хилендарский (1722–1798) завершил книгу История славяно-болгарская (впервые издана в 1844) – памятник национального возрождения.
Идея самостоятельного (от болгарского) македонского языка появилась в 1870-е годы и получила более широкое распространение в начале 20 в. В послевоенной Югославии стали выходить македонские литературные журналы, в 1946 был создан Союз македонских писателей, а в 1954 – Общество македонского языка и литературы, начался выпуск художественной литературы на македонском языке. В литературе вплоть до 1990-х годов преобладали традиции реализма.
Материалы по географии:
Россия и Северная Корея
Действует соглашение о демаркации границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, ...
Территориальная интеграция и дезинтеграция государства
(географическое единство государственной территории)
Предки корейцев населяли территорию Корейского полуострова с глубокой древности. Первое государственное образование Корей – княжество Чосон возникло около 1122 года до н.э. Во 2 веке до н.э. оно было подчинено императорами Ханьской династии Китая. В средние века на территории Кореи возникли новые г ...
Конкуренция среди других держав
Испания так же была заинтересована в территориях на Севере Тихого океана. Страх перед Российской экспансией на земли Северной Америки подтолкнул Испанию занять земли Альта Калифорния (сейчас - штат Калифорния) и построить на них свои форты Сан-Диего, Монтерей и другие Калифорнийские поселения. В 17 ...