С 1995 происходят свертывание гуманитарной продовольственной помощи и расширение местного сельскохозяйственного производства в сотрудничестве с международными организациями (Всемирным банком, Международной ассоциацией развития – МАР, Международным фондом сельскохозяйственного развития – МФСР, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН – ФАО). Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) финансирует проект под названием «Оптовый рынок». Его цель – увеличение роли небольших предприятий в новой системе распределения и реализации плодоовощной продукции на основе принципов рыночной экономики. В рамках этого проекта предусмотрено открытие центрального оптового рынка в Тбилиси и трех региональных рынков в Ахалцихе, Гурджаани и Марнеули.
Благодаря географическому положению между Европейской Россией и Азией территория Грузии имеет важное транзитное значение, особенно для выхода соседних Азербайджана и Армении к Черному морю. В советский период Тбилиси стал крупным узлом железных и автомобильных дорог Кавказского региона. На железные дороги приходится примерно треть внутренних грузовых перевозок. Их протяженность 1583 км, все они электрифицированы. Основная железнодорожная магистраль Закавказья соединяет Баку с Поти и Батуми. От нее отходят ветки на Ткибули, Боржоми, Чиатуру, Кахетинская дорога и линия на Ереван. Связь с Россией поддерживалась на востоке – через Баку и на западе – вдоль побережья Черного моря (в настоящее время через Абхазию железнодорожное сообщение прервано). Для развития периферических районов республики были построены железнодорожные линии Натанеби – Махарадзе, Очамчире – Ткварчели, Броцеула – Цхалтубо, Гори – Цхинвали, Боржоми – Ахалцихе – Вале, Гракали – Тедзами, Качрети – Цители-Цкаро и др. Работа железнодорожного транспорта затруднена из-за ветхости подвижного состава, повреждения многих участков путей, отсутствия современной системы автоблокировки и одноколейного движения на некоторых участках. Для железных дорог главные приоритеты состоят в реконструкции существующих линий и модернизации обслуживающих их устройств с целью увеличения транспортной нагрузки, а также обновлении подвижного состава. Планируется продление южной (Месхетинской) ветви железной дороги в двух направлениях – на юг в Турцию через Ахалцихе, Ахалкалаки и на запад до Озургети и портов Поти и Батуми.
На долю автомобильного транспорта приходится 63% грузовых перевозок. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (в основном гравийно-галечным) более 20 тыс. км (из них лишь десятая часть заасфальтирована). К числу наиболее живописных относится знаменитая Военно-Грузинская дорога через Крестовый перевал (одна из четырех трасс, пересекающих высокогорную зону Большого Кавказа). Только два основных шоссе, соединяющие Тбилиси с западной частью страны, приспособлены для интенсивных транспортных потоков, но даже они не смогут пропускать крупные грузопотоки, если будет налажена система грузового транзита. Остальные дороги находятся в очень плохом состоянии, и примерно 8 тыс. км автомобильных требуют срочного ремонта.
Всемирный банк выделил целевой кредит в 12 млн. долл. на реконструкцию железнодорожного и автомобильного транспорта Грузии. В 2001 Япония выделила грант в 3 млн. долл. для приобретения у нее 30 единиц автодорожной ремонтной техники.
Грузия располагает рядом портов на Черном море. Среди них выделяются Батуми, главный нефтяной терминал и контейнерный порт, и Поти, где расположена грузинская военно-морская база. Роль главного туристического и курортного порта долгое время выполнял Сухуми. Бóльшую часть грузов, перевозимых через грузинские порты, составляет сырая нефть. Несмотря на международный статус порта Батуми, значительная часть торговли ограничивается черноморским регионом.
Главный аэропорт страны в окрестностях Тбилиси связан международными авиалиниями с большинством столиц СНГ и Европы. Из-за острого дефицита топлива в 1991–1993 было прервано авиационное сообщение почти со всеми региональными центрами бывшего СССР, что осложнило развитие внешней и внутренней торговли. В 1994 некоторые воздушные рейсы были восстановлены частными авиакомпаниями. Аэропорты нуждаются в реконструкции, в то время как действующие грузинские авиакомпании испытывают острый дефицит оборотных средств, современных самолетов, запчастей и оборудования.
Реконструкция и использование в коммерческих целях военных аэродромов (например Сенаки) и военно-морских портов открывают новые возможности для развития воздушного и морского транспорта.
В Грузии складывается устойчивый отрицательный торговый баланс. Она является импортером продовольствия, энергоносителей, автомобилей, техники и транспортного оборудования. Экспортирует Грузия минеральные воды, вина, чай, цитрусовые, трубы, сплавы черных и цветных металлов, текстильные изделия. Кроме того, занимается реэкспортом сырой нефти. Объем импорта в 2000 оценивался в 898 млн. дол., экспорта – 372 млн. долл. Крупнейшие партнеры по импорту – страны ЕС, Россия, Турция, США, по экспорту – Россия, Турция, Азербайджан, Армения.
Материалы по географии:
Культурно-исторические рекреационные ресурсы
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятель ...
Испания и туризм
Испания - страна-мозаика. У ее островной и материковой части, у провинций и побережий совсем разный облик и характер. Даже стоящие рядом курортные города могут отличаться: один построен на берегу залива и порадует пальмовой набережной и широкими пляжами; другой смотрит в море с высоких скал, карабк ...
Мегаполис «Токайдо»
Высокий уровень урбанизации проявляется не только в большем количестве горожан, но и в том, что, основная часть их сосредоточена в обширных городских агломерациях. Полоса городов от Токио до Осаки превратилась в японский мегаполис, подобный Приатлантическому мегаполису в США. Городской тип расселен ...